Внедрение онлайн-ККМ: что нас ожидает в обозримом будущем?
#
x Поделиться:
#

Внедрение онлайн-ККМ: что нас ожидает в обозримом будущем?

28.02.2019

Внедрение онлайн-ККМ: что нас ожидает в обозримом будущем?

Постановление Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № 150 подтвердило взятый ранее курс на внедрение онлайн-ККМ: в ближайшие месяцы будут решены многие организационные вопросы в данном направлении.

О том, что Кабмин должен разработать документ, вносящий поправки в действующее законодательство и направленный на внедрение онлайновых контрольно-кассовых машин, впервые упомянуто в постановлении Президента от 29.09.2017 г. № ПП-3300. Однако выход его затянулся.

На портале СОВАЗ в разное время выставлялось два разных проекта этого документа. После доработки с учетом общественного мнения утвержден второй – предполагающий внедрение системы, основанной на применении фискальных модулей.

Любая технология имеет свои плюсы и минусы, и выбранная – не исключение. Детально риски, связанные с ней, мы рассматривали в публикациях, доступных здесь и здесь.

1 марта в столице стартует пилотный проект. А к 1 июля текущего года Государственному налоговому комитету предстоит выработать конкретные предложения по поэтапному переходу и порядку применения онлайн-ККМ по республике в целом.

Какими будут ККМ в Узбекистане?

Из постановления Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № 150 следует, что по многим ключевым вопросам еще предстоит принять решения. «Пилот» позволит наработать материал для соответствующих выводов.

В частности, предстоит определиться, какое оборудование будет использоваться в качестве контрольно-кассовых машин.

В ПКМ Государственному налоговому комитету поручено обеспечить интеграцию фискального модуля с технически совместимыми ККМ и расчетными терминалами, которые будут использоваться во время «пилота».

Вместе с тем во Временном положении о порядке реализации пилотного проекта, утвержденном этим же постановлением, контрольно-кассовым машинам дается определение, которое подразумевает возможность использования компьютерной техники и девайсов. Оно сформулировано следующим образом: «ККМ – это электронные вычислительные машины, иные устройства и их комплексы, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме онлайн в ГНК и печать фискальных документов на бумажных носителях».

На эту норму опирается и информационное сообщение о начале «пилота», опубликованное на сайте ГНК. Субъект предпринимательства становится участником пилотного проекта после установки и настройки зарегистрированного фискального модуля на электронные вычислительные машины или другие устройства.

Кроме того, среди обязанностей оператора фискальных данных (ОФД), перечисленных во Временном положении, значится обеспечение возможности приема через онлайн-ККМ платежей посредством пластиковых карт. Можно ли это считать анонсом появления на рынке Узбекистана нового торгового оборудования и начала демонополизации рынка платежных систем? За рубежом такие технологии уже активно используются.

При этом в тексте постановления никак не объясняется такое разнообразие технологий. Надо полагать, за ГНК оставлено право на исследование разных вариантов.

О том, что пилотный проект должен стать реальной экспериментальной площадкой, говорит и тот факт, что участие в нем не освобождает предпринимателей от работы по действующим правилам с использованием офлайновых ККМ. По факту, во всех торговых и сервисных точках, принимающих участие в «пилоте», все это время будут пробивать продажи на двух контрольно-кассовых машинах параллельно.

К вопросу о конкурентности

На стадии обсуждения проекта активно дискутировался вопрос, какой организации будет предоставлено право стать «сердцем» создаваемой системы онлайн-касс. На разных этапах эту нишу пытались занять ООО «Fiskal Ma’lumotlar Operatori», совместное предприятие АК «Узбектелеком» и ИП ООО «Online Technologies Systems», ООО «My Air Group IT Service» и ООО «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi».

Участники дискуссий опасаются, что утверждение коммерческой структуры в роли оператора данных онлайн-касс может обернуться для предпринимателей тяжелым бременем. Им бы пришлось оплачивать его услуги по коммерческим ценам, несмотря на то, что обеспечение полноты и достоверности сбора фискальных данных полностью в интересах ГНК. Опасение вызывало и то, что многие из этих компаний имеют иностранных партнеров, продвигающих на рынок Узбекистана свои технологии и товары. Их деятельность могла негативно сказаться на развитии отечественных производителей.

Мнение общественности было услышано: оператором фискальных данных определено ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при ГНК. Таким образом, проект сейчас полностью находится в руках государства. И это правильно.

Рынок должен оставаться открытым

ПКМ от 21.02.2019 г. №150 дает нам представление о позиции правительства по основным вопросам внедрения онлайн-ККМ. Технология, основанная на применении фискальных модулей, позволяет не обременять предпринимателей на обязательную покупку новых ККМ. Это определяет ее относительную дешевизну по сравнению с другими. У ОФД есть все возможности, чтобы не допустить взвинчивания цен на услуги оператора.

На наш взгляд, внедрение и эксплуатация системы онлайн-касс для предпринимателей должна оставаться бесплатной не только в процессе пилотного проекта, но и в дальнейшем. Более того, необходимо предусмотреть для предпринимателей льготные тарифы на услуги операторов мобильного интернета.

Технология, принятая к внедрению по итогам «пилота», должна предусматривать возможность сохранения фискальных данных в неизменном виде не только на сервере оператора, но и в устройствах, используемых в качестве ККМ. Она необходима как для надежного хранения информации, так и восстановления данных на случай возникновения разногласий между ГНК и предпринимателем-налогоплательщиком.

Рынок кассовых устройств и фискальных модулей должен оставаться открытым. Нужно поддержать отечественных производителей, но при этом их продукция на внутреннем рынке обязательно должна конкурировать с зарубежными аналогами. Это обеспечит качество используемого оборудования и услуг, а также их дальнейшее совершенствование.

Олег Гаевой.


Внедрение онлайн-ККМ: что нас ожидает в обозримом будущем?

<p> <strong>Постановление Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=579853_postanovlenie_kabineta_ministrov_respubliki_uzbekistan_ot_21_02_2019_g_n_150_o_merah_po_realizacii_pilotnogo_proekta_po_primeneniyu_onlayn_kontrolno-kassovyh_mashin_v_gorode_tashkente&products=1_" target="_blank">150</a> подтвердило взятый ранее курс на внедрение онлайн-ККМ: в ближайшие месяцы будут решены многие организационные вопросы в данном направлении.</strong> </p> <p> О том, что Кабмин должен разработать документ, вносящий поправки в действующее законодательство и направленный на внедрение онлайновых контрольно-кассовых машин, впервые упомянуто в постановлении Президента от 29.09.2017 г. № <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=516516_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_29_09_2017_g_n_pp-3300_o_merah_po_dalneyshemu_sovershenstvovaniyu_primeneniya_kontrolno-kassovyh_mashin_s_fiskalnoy_pamyatyu&products=1_" target="_blank">ПП-3300</a>. Однако выход его затянулся. </p> <p> На портале СОВАЗ в разное время выставлялось два разных проекта этого документа. После доработки с учетом общественного мнения утвержден второй – предполагающий внедрение системы, основанной на применении фискальных модулей. </p> <p> Любая технология имеет свои плюсы и минусы, и выбранная – не исключение. Детально риски, связанные с ней, мы рассматривали в публикациях, доступных <a href="https://www.norma.uz/nashi_obzori/po_kakoy_tehnologii_budut_rabotat_onlayn-kkm_v_uzbekistane" target="_blank">здесь</a> и <a href="https://www.norma.uz/nashi_obzori/t%D0%B5mur_djurabekov_tehnicheski_k_pilotnomu_vnedreniyu_onlayn-kkm_vse_gotovo" target="_blank">здесь</a>. </p> <p> 1 марта в столице стартует пилотный проект. А к 1 июля текущего года Государственному налоговому комитету предстоит выработать конкретные предложения по поэтапному переходу и порядку применения онлайн-ККМ по республике в целом. </p> <p align="center"> <em><strong>Какими будут ККМ в Узбекистане?</strong></em> </p> <p> Из постановления Кабинета Министров от 21 февраля 2019 года № <a href="https://nrm.uz/contentf?doc=579853_postanovlenie_kabineta_ministrov_respubliki_uzbekistan_ot_21_02_2019_g_n_150_o_merah_po_realizacii_pilotnogo_proekta_po_primeneniyu_onlayn_kontrolno-kassovyh_mashin_v_gorode_tashkente&products=1_" target="_blank">150</a> следует, что по многим ключевым вопросам еще предстоит принять решения. «Пилот» позволит наработать материал для соответствующих выводов. </p> <p> В частности, предстоит определиться, какое оборудование будет использоваться в качестве контрольно-кассовых машин. </p> <p> В ПКМ Государственному налоговому комитету поручено обеспечить интеграцию фискального модуля с технически совместимыми ККМ и расчетными терминалами, которые будут использоваться во время «пилота». </p> <p> Вместе с тем во Временном положении о порядке реализации пилотного проекта, утвержденном этим же постановлением, контрольно-кассовым машинам дается определение, которое подразумевает возможность использования компьютерной техники и девайсов. Оно сформулировано следующим образом: «ККМ – это электронные вычислительные машины, иные устройства и их комплексы, имеющие возможность подключения фискального модуля, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в режиме онлайн в ГНК и печать фискальных документов на бумажных носителях». </p> <p> На эту норму опирается и информационное сообщение о начале «пилота», <a href="https://soliq.uz/ru/press_center/news/vnimaniyu-khozyaystvuyushchikh-subektov5/" target="_blank">опубликованное</a> на сайте ГНК. Субъект предпринимательства становится участником пилотного проекта после установки и настройки зарегистрированного фискального модуля на электронные вычислительные машины или другие устройства. </p> <p> Кроме того, среди обязанностей оператора фискальных данных (ОФД), перечисленных во Временном положении, значится обеспечение возможности приема через онлайн-ККМ платежей посредством пластиковых карт. Можно ли это считать анонсом появления на рынке Узбекистана нового торгового оборудования и начала демонополизации рынка платежных систем? За рубежом такие технологии уже активно используются. </p> <p> При этом в тексте постановления никак не объясняется такое разнообразие технологий. Надо полагать, за ГНК оставлено право на исследование разных вариантов. </p> <p> О том, что пилотный проект должен стать реальной экспериментальной площадкой, говорит и тот факт, что участие в нем не освобождает предпринимателей от работы по действующим правилам с использованием офлайновых ККМ. По факту, во всех торговых и сервисных точках, принимающих участие в «пилоте», все это время будут пробивать продажи на двух контрольно-кассовых машинах параллельно. </p> <p align="center"> <em><strong>К вопросу о конкурентности</strong></em> </p> <p> На стадии обсуждения проекта активно дискутировался вопрос, какой организации будет предоставлено право стать «сердцем» создаваемой системы онлайн-касс. На разных этапах эту нишу пытались занять ООО «Fiskal Ma’lumotlar Operatori», совместное предприятие АК «Узбектелеком» и ИП ООО «Online Technologies Systems», ООО «My Air Group IT Service» и ООО «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi». </p> <p> Участники дискуссий опасаются, что утверждение коммерческой структуры в роли оператора данных онлайн-касс может обернуться для предпринимателей тяжелым бременем. Им бы пришлось оплачивать его услуги по коммерческим ценам, несмотря на то, что обеспечение полноты и достоверности сбора фискальных данных полностью в интересах ГНК. Опасение вызывало и то, что многие из этих компаний имеют иностранных партнеров, продвигающих на рынок Узбекистана свои технологии и товары. Их деятельность могла негативно сказаться на развитии отечественных производителей. </p> <p> Мнение общественности было услышано: оператором фискальных данных определено ГУП «Научно-информационный центр «Янги технологиялар» при ГНК. Таким образом, проект сейчас полностью находится в руках государства. И это правильно. </p> <p align="center"> <em><strong>Рынок должен оставаться открытым</strong></em> </p> <p> ПКМ от 21.02.2019 г. №<a href="https://nrm.uz/contentf?doc=579853_postanovlenie_kabineta_ministrov_respubliki_uzbekistan_ot_21_02_2019_g_n_150_o_merah_po_realizacii_pilotnogo_proekta_po_primeneniyu_onlayn_kontrolno-kassovyh_mashin_v_gorode_tashkente&products=1_" target="_blank">150</a> дает нам представление о позиции правительства по основным вопросам внедрения онлайн-ККМ. Технология, основанная на применении фискальных модулей, позволяет не обременять предпринимателей на обязательную покупку новых ККМ. Это определяет ее относительную дешевизну по сравнению с другими. У ОФД есть все возможности, чтобы не допустить взвинчивания цен на услуги оператора. </p> <p> На наш взгляд, внедрение и эксплуатация системы онлайн-касс для предпринимателей должна оставаться бесплатной не только в процессе пилотного проекта, но и в дальнейшем. Более того, необходимо предусмотреть для предпринимателей льготные тарифы на услуги операторов мобильного интернета. </p> <p> Технология, принятая к внедрению по итогам «пилота», должна предусматривать возможность сохранения фискальных данных в неизменном виде не только на сервере оператора, но и в устройствах, используемых в качестве ККМ. Она необходима как для надежного хранения информации, так и восстановления данных на случай возникновения разногласий между ГНК и предпринимателем-налогоплательщиком. </p> <p> Рынок кассовых устройств и фискальных модулей должен оставаться открытым. Нужно поддержать отечественных производителей, но при этом их продукция на внутреннем рынке обязательно должна конкурировать с зарубежными аналогами. Это обеспечит качество используемого оборудования и услуг, а также их дальнейшее совершенствование. </p> <p align="right"> <a href="https://www.norma.uz/nashi_obzori/vnedrenie_onlayn-kkm_chto_nas_ojidaet_v_obozrimom_budushchem"><em><strong>Олег Гаевой.</strong></em></a> </p>

Возврат к списку